Меню

Упражнение «не понимаю»

Упражнение для проработки состояния «НЕ понимаю» (похожий вариант — «Не знаю») по форме очень простое. А вот по сути — выполнять его сложно, потому что вместо рассмотрения этого состояния человек все время стремиться скатиться в его драматизацию.
То есть, вместо прояснения состояния «не понимаю» человек пытается всё-таки «понять» (вместо рассмотрения деструктивной программы «должен понять» — стремиться выполнить эту программу), а «понять» не получается, поэтому появляется злость, психи на себя (на меня — если это происходит в сеансе), «делает нервы» себе и мне, обвинения, что не хочу «объяснить», а если всё-таки пытаюсь объяснить, то обвинения, что «не так/плохо объясняю, не то говорю» и т. д. и т. п.

У такого человека есть два основных состояния:
а) Пассивное состояние «рассказывайте мне, я готов слушать и потреблять знания в немереном количестве». Но ум все равно не работает — информация просто входит прямо в память и лежит там мертвым грузом. Человек ее никак не обрабатывает и максимум что может — это просто ее воспроизвести. Сюда же в эту категорию также относятся те, кто сами читают, смотрят и слушают аудио знания, но никак умом не работают со всем этим;
б) Активные потребляторы знаний – эти товарищи любят заваливать кучей вопросов. У них всегда есть вопрос, но все они бессмысленные, то есть имеют кривой смысл для спрашивающего, но совершенно бессмысленные для того, кому они адресованы. Мозг такого человека, пытающегося «все понять и во всем разобраться», постоянно работает только на генерацию вопросов. Но совершенно не работает на обработку этой информации и человек сколько бы ни задал вопросов и получил ответов — всегда находится в состоянии «Не понял»/»не понимаю». В проработке такого состояния — тяжелее всего «заставить» человека остановить этот процесс генерации вопросов и посмотреть на себя, чтобы он увидел, какой процесс выполняет и с какой позиции.

Основным критерием по которому определяется степень деградации – это взаимодействие с реальностью. С одной стороны – это «прямое взаимодействие». Противоположным критерием является критерий «взаимодействие с проекциями/знаниями/описаниями/иллюзиями об этой реальности»
«Прямое взаимодействие с реальностью» — это когда личность смотрит на ту часть реальности, с которой взаимодействует – напрямую, видит то что есть на самом деле, воспринимает всю информацию в реальном времени.
«Взаимодействие с описаниями/проекциями/знаниями/иллюзиями об реальности» — это когда внимание человека направленно не на ту часть реальности, с которой человек пытается взаимодействовать, а направленно внутрь, в память, ум, чтобы там найти «знания» об интересующей реальности. Соответственно, если он их не находит в себе, то сваливается в состояние «не знаю», «не понимаю».
Единственным путем решения своей проблемы он видит получение «знаний» и «пониманий» и единственным источником таких «знаний и пониманий» такой человек видит только посторонние источники или других людей. Это позиция беспомощной жертвы: «Я не знаю/не понимаю – дайте мне знания/понимание, объясните/расскажите мне».
С точки зрения «жертвы» — это единственное решение проблемы. И в этом как раз и есть основная ошибка-ловушка. Это не является решением. Единственно правильным решением является проработка позиции жертвы и переход на позицию Деятеля. То есть смещение баланса «прямое восприятие реальности – восприятие знаний об этой реальности» — в положительную сторону.
Состояние «не понимаю и не знаю» это есть состояние, в котором человек стремится не рассматривать свое жизненное пространство, а всеми силами пытается получить знания и инструкции, то есть пытается выполнить деструктивную программу. Условно говоря, человек записался на сеанс реабилитации, чтобы восстанавливать свою способность ходить, но вместо этого орет: не учите меня ходить, а носите меня на руках.
Переживая состояние ступора как «не понимаю» человек на самом деле прибывает в состоянии «не вижу», но по ошибке объясняет свою неспособность «видеть» тем, что типа ему не хватает знаний, или чего-то там не понял.  И как следствие — делает ошибочный вывод, чтобы выйти с этого состояния, надо что-то «узнать или понять». Тогда как причина совершенно в другом, в том, что человек отказался смотреть и напрямую взаимодействовать с реальностью, «закрыл глаза» на реальность, пытается это прямое взаимодействие заменить действиями вслепую, но по инструкции и «правильным знаниям»

Теперь перейдем ко второму моменту — как работать с этими состояниями «не понимаю».

Для начала нужно понять простую вещь, состояние «не понимаю» — абсолютно такое же состояние, как и все остальные, работать с ним нужно также, как и с любым другим состоянием.
То есть темой для работы выбираем «Пространство, в котором я не понимаю», выбрасываем его в выделенное пространство, желательно через упражнение «8 точек» и рассматриваем, не забывая при этом выполнять все условия и рекомендации к Процедуре ТЕОС.
В некоторых случаях, когда этот метод не помог, приходится прекращать работу с клиентом. Какой смысл работать с человек, если всё его желание работать сводиться только одному «тащи меня, объясняй мне, а также обвинениям: плохо объясняешь, плохо тащишь». Цель работы по Системе ТЕОС – это восстанавливать себя, рассоздавать свою жертвенную позицию, становиться более деятельным, более ресурсным и в итоге более успешным(в результате повышения своей ресурсности). А не подыгрывать беспомощным жертвам в их стремлении сесть на шею более ресурсным и принудить их работать на себя.

Так вот, в чём суть упражнения?
Оно очень простое.
Когда вы чувствуете, что попали в умственный ступор и ваше состояние можно описать, как «я не понимаю», делаем следующее:
1. Говорим вслух «Я не понимаю».
2. Далее выписываем свою реакцию, которая появилась на это высказывание. Одно-два предложения, больше не нужно.
3. Далее снова проговариваем «Я не понимаю»
4. И снова выписываем свою реакцию в нескольких предложениях
И так далее, повторяем цикл за циклом. Главное – не пытаться искать ответов или объяснения, только два-три предложения и снова повторяем, выполняем цикл за циклом, как бы вам не хотелось отвлечься на индульгирование, пережевывание выписанных предложений.

Иногда, в тяжелых случаях с некоторыми клиентами, которые отказываются прекращать дальнейшую работу и намерены проработать это состояние — приходится по нескольку сессий выполнять только это упражнение, чтобы выйти из умственного ступора, освободить свое внимание от генерации этого состояния и смочь наконец хоть немного направлять свое внимание во вне, в свое жизненное пространство.
По сути, секрет успешной работы в ТЕОС – это восстановление способности взаимодействовать с реальностью напрямую, когда человек смотрит в свое жизненное пространство, «видит» реальные объекты в этом пространстве, взаимодействует с этими объектами – рассматривает и проясняет их. Только таким образом происходит их рассоздание.
Состояние «не понимаю/не знаю» свидетельствует о том, что человек отказывается смотреть в свое жизненное пространство, пытается смотреть только в свой ум, свою память и работать только со своими проекциями и знаниями об реальности. При этом реальные программы, которые человек выполняет – остаются не тронутыми.

Это же упражнение можно применить и к другим тяжелым состояниями, в которых внимание сильно залипло и рассмотреть его по стандартной процедуре невозможно.
Обычно, в таких случаях внимание настолько залипает, что пытаясь рассмотреть, человек еще больше драматизирует свое состояние. Тогда поможет именно такой способ, как описано выше: проговариваем свое состояние и пишем свою реакцию на это проговаривание. Достаточно даже одного предложения. И повторяем этот цикл столько, сколько потребуется. Как правило, через некоторое время начинает попускать.
Основное правило при выполнении этого упражнения — не скатываться в драматизацию выписанной реакции.
Главное не прекращать, а делать до тех пор, пока не восстановиться способность снимать свое внимание с болезненного состояния. Тогда можно уже рассмотреть его по стандартной Процедуре ТЕОС

Полная версия статьи